Аналитическая справка к Закону «О республиканских программах»
Аналитическая справка
к Закону «О республиканских программах»
Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-IHC принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 02 октября 2015 года (Постановление № I-369П-НС) и подписан Главой Донецкой Народной Республики 20 октября 2015 года (далее – Закон).
Закон определяет правовые, экономические и организационные основы разработки, утверждения и реализации программных документов социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, развития отдельных отраслей экономики, сфер жизни, а также отдельных административно-территориальных единиц.
Закон состоит из 24 статей.
Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что республиканской программой является комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем экономики и социальной сферы Донецкой Народной Республики в целом, отдельных отраслей экономики или отдельных административно-территориальных единиц, осуществляющийся с использованием средств республиканского бюджета и других источников финансирования, согласованных по срокам реализации, составу исполнителей и ресурсному обеспечению.
Часть 2 статьи 1 Закона определяет виды республиканских программ, а также их содержание.
Целью разработки республиканских программ является содействие реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц; обеспечение концентрации финансовых, материально-технических, иных ресурсов, производственного и научно- технического потенциала, а также координации деятельности органов государственной власти на всех уровнях, предприятий, учреждений и организаций для решения наиболее важных проблем. Республиканская программа разрабатывается при совокупности следующих условий:
1) наличие проблемы, решение которой невозможно за счет средств отдельного отраслевого республиканского органа исполнительной власти или ведомства, местных органов государственной власти и нуждается в государственной поддержке, координации деятельности органов государственной власти на всех уровнях;
2) соответствие цели программы приоритетным направлениям государственной политики;
3) необходимость обеспечения межотраслевых и межтерриториальных связей технологически сопряженных отраслей и производств; 4) наличие реальной возможности ресурсного обеспечения реализации программы.
Участниками республиканской программы являются: государственный заказчик республиканской программы; республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, Совет Министров Донецкой Народной Республики или, по его поручению, другие органы, осуществляющие функции координации деятельности в процессе разработки и реализации программы и обеспечивающие эффективное использование средств, направляемых на реализацию программы.
Республиканские программы разрабатываются на среднесрочную (на 3-5 лет) и краткосрочную перспективу (на 1 год) (статья 3 Закона).
Статья 5 Закона устанавливает основные стадии разработки и реализации республиканской программы:
1) инициирование разработки республиканской программы, разработка концепции республиканской программы, а также проведение её общественного обсуждения (статья 6 Закона);
2) одобрение концепции республиканской программы и принятие решения о разработке проекта республиканской программы, определение государственного заказчика и сроков её разработки (статьи 7, 8 Закона);
3) разработка проекта республиканской программы – определение мероприятий и задач, предлагаемых для включения в нее, а также объемов и источников финансирования (статья 9 Закона);
4) государственная экспертиза проекта;
5) согласование и утверждение республиканской программы (статья 10 Закона);
6) проведение конкурсного отбора исполнителей республиканской программы;
7) организация реализации мероприятий и задач республиканской программы, осуществление контроля за их реализацией (статья 11 Закона);
8) подготовка и оценка ежегодных отчетов о результатах реализации республиканской программы, а в случае необходимости – промежуточных отчетов (статья 13 Закона);
9) подготовка и опубликование на официальном веб-сайте разработчика заключительного отчета о результатах реализации республиканской программы.
Порядок разработки и реализации республиканских программ разрабатывается республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития, и утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона.
Законом также регламентирован порядок внесения изменений в республиканскую программу (статья 12 Закона).
В соответствии со статьей 14 Закона реализация республиканской программы прекращается по истечению установленного программой срока. В случаях, установленных частью 2 статьи 14 Закона, реализация республиканской программы может быть прекращена досрочно. Решение о досрочном прекращении реализации республиканских программ, разработанных на государственном уровне, принимается Советом Министров Донецкой Народной Республики, республиканских программ, разработанных на местном уровне – главой представительского органа местного самоуправления. Решение о досрочном прекращении реализации республиканской программы Совет Министров Донецкой Народной Республики согласовывает с Главой Донецкой Народной Республики. Согласованное с Главой Донецкой Народной Республики решение о досрочном прекращении реализации республиканской программы Совет Министров Донецкой Народной Республики направляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики для принятия соответствующего Закона
Разработка и реализация республиканской программы осуществляются за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, а также других источников, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики. Выделение бюджетных средств на выполнение мероприятий и задач республиканской программы проводится в строгом соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой в порядке, установленном законом (статья 15 Закона).
Законом установлены полномочия в сфере разработки и реализации республиканских программ Совета Министров Донецкой Народной Республики (статья 16 Закона), Народного Совета Донецкой Народной Республики (статья 17 Закона), республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития (статья 18 Закона), республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере финансов (статья 19 Закона), республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере труда и социальной политики (статья 20 Закона), других республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики (статья 21 Закона), органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики (статья 22 Закона).
Закон вступает в силу со дня его опубликования (статья 23 Закона)